Главная Новости Репортажи Статьи Письмо Хаял Муаззина

Представитель верховного лидера Ирана: Россия разрушила коварные планы в Карабахе

Представитель верховного лидера Ирана аятолла Сеид Хасан Амоли дал большое интервью «Ленты.ру», высказав мнение об урегулировании в Карабахе, о выборах в США и перспективах отношений с Россией.

Отношения Ирана и России пересекаются по многим вопросам. Еще недавно через границу ИРИ летели ракеты со стороны Нагорного Карабаха, и Корпус Стражей Исламской революции стягивал подразделения, чтобы вовремя дать ответ. России удалось остановить конфликт.

После снятия с Ирана оружейного эмбарго США грозят республике новыми санкциями и срывают договоренности по ядерной программе ИРИ, тогда как Москва всеми силами старается сохранить диалог.

Как смотрят на все это в Тегеране, в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» Хаялом Муаззином рассказал представитель верховного лидера Ирана Али Хаменеи аятолла Сеид Хасан Амоли.
           

Иран приветствовал деэскалацию в зоне Нагорного Карабаха. Как в Тегеране оценивают заключенное соглашение и присутствие в регионе российских миротворцев?

Призыв России к прекращению огня был мудрым. Мы приветствуем заключенные договоренности, важные в первую очередь для прекращения кровопролития. Инициатива Владимира Путина сходится с позицией Ирана. Кавказ хотели превратить во вторую Сирию, но Россия разрушила эти планы. После подписания соглашения кровавые руки Франции и США оторвали с этого региона, больше они не смогут создавать провокации. Это обеспечит и безопасность границ Ирана.

Азербайджан освободил большую часть своих земель. Внутри страны есть группы людей, которые не доверяют России, говорят, что она не дала освободить Карабах полностью. Я уверен, что своим присутствием российские миротворцы смогут это мнение изменить. Если Азербайджан и Армения будут соблюдать договоренности, Россия поможет решить карабахский вопрос мирным путем. Если какая-либо сторона захочет нарушить их, уверен, Москва этого не допустит.

Анкара тоже направит в Карабах своих наблюдателей. Считает ли Иран опасным присутствие турецкого контингента близ своих границ?

Турция была против этого соглашения, хотя с виду показывает свое согласие. Анкара всячески помогала Баку, но сыграть важную роль в этой войне не смогла. Владимир Путин и Сергей Лавров были против вмешательства. Чтобы не обидеть Турцию, президент Азербайджана попросил их присутствовать в Карабахе.

Нам это не угрожает, мы друзья с Турцией. Они не нарушат нашу границу. Но есть один чувствительный момент. Турция замешана в конфликтах в Сирии, Ливии, Греции. Европейские страны не очень этим довольны. Если Анкара вмешается в карабахский конфликт, европейцы могут поддержать Армению, и на Кавказе соберутся многие страны. С точки зрения безопасности ни Ирану, ни России это не нужно, поэтому Азербайджан ни в коем случае не должен допустить вмешательства Турции.

После снятия с Ирана оружейного эмбарго планирует ли Тегеран покупку вооружения и в какие страны готов продавать свое?

Покупка и продажа оружия — неоспоримое право Ирана. За последние годы мы очень развили свои технологии, в том числе и в военной технике, так что не нуждаемся в приобретении оружия у других стран. Сейчас не времена Шаха Пехлеви или войны с Саддамом, когда Америка сбила наш самолет, наносила удары по нашим нефтяным скважинам и кораблям. Тогда мы не смогли дать ответ. Но сейчас ни одна пуля со стороны США не останется без ответа. После убийства генерала Касема Сулеймани весь мир стал свидетелем точечного ответа Ирана по американской базе в Ираке. У нас есть свое мощное оружие, Иран сам себя обеспечивает.

Продавать наше вооружение мы планируем только тем, кто не будет воевать против мусульманских стран.

Чего Иран ожидает от выборов в США? Могут ли они повлиять на отношения Вашингтона и Тегерана?

Для нас не играет роли, кто станет президентом Америки. Как показывает 40-летний опыт, США мечтают, чтобы все от них зависели. Они видят, что Иран силен, и хотят нас ослабить — давят санкциями, угрозами.

Америка умеет реализовывать свою демократию только силой. Когда США собирались зайти в Ирак, американцы заявили, что никакие разрешения им для этого не нужны. Когда мы подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД, договор относительно ядерной программы Ирана. — Прим. ред.), мы показали всему миру, что на стороне переговоров. Кто вышел с этого соглашения в первую очередь? Америка! Этим они показали, что им нельзя доверять.

Как сказал наш духовный лидер, нет разницы, кто станет президентом США: мы должны развивать мощь своей страны, твердо стоять на собственных ногах. Пусть президенты США знают: чем дольше будут продолжаться санкции, тем сильнее будет наша держава. Наш народ кланяется только перед Всевышним.

Как оцениваете отношения между Ираном и Россией?

Россия всегда занимала особое место во внешней политике Ирана. Отношения между нашими странами никогда не были простыми, но даже в самые драматические моменты обе стороны осознавали важность диалога.

Для развития сотрудничества важно иметь реалистичное представление друг о друге. Мы должны учитывать близкие позиции по многим международным вопросам, отсутствие территориальных разногласий, наличие направлений для сотрудничества в политической сфере, в области безопасности, в экономике, науке и технике.

Укрепилось взаимодействие по части борьбы с терроризмом. Например, в Сирии собирались боевики из 80 стран. Если бы не Иран с Россией, эти головорезы могли захватить весь регион.

Есть двусторонние контакты в международных и региональных организациях. Помимо усилий, направленных на достижение договоренностей по ядерной программе, Россия сыграла важную роль в реализации СВПД по части обмена ураном с Ираном. Москва также подтвердила готовность участвовать в перепрофилировании завода в Фордо и оказать содействие в производстве устойчивых изотопов.

Есть перспективы развития торговых отношений. Наш товарооборот составляет 200 млрд долларов. Это очень мало. Мы предлагаем увеличить экономическое партнерство.

Можно укрепить взаимодействие и по многим другим международным проблемам, включая борьбу с контрабандой наркотиков. Уверен, мы сможем сохранить отношения на высоком уровне.

 

Подписывайтесь на мой телеграм канал


Читайте также:


Помощник президента Азербайджана: «Народ с недоверием относится к мирному урегулированию»


Советник президента Турции: «У нас особые отношения с Азербайджаном»

 

Просмотры 8 717, Дата 20-12-2020, 21:11, Категория - Информация Новости Россия Репортажи Эксклюзив интервью Иран

Добавить комментарий!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.